«Когда и с чего начинается музыкальное воспитание детей»
(консультация для родителей)
Формировать предпосылки для развития различных видов музыкальной деятельности детей, необходимо на первом году жизни. В это время работа по музыкальному воспитанию протекает своеобразно. Основное место здесь занимает слушание музыки. Взрослый поёт, наклоняясь к ребёнку, простые народные попевки, песенки плясового и спокойного характера. Стремиться к тому, чтобы весёлая музыка вызывала у малыша радость, а колыбельная – спокойное состояние. В первые же месяцы жизни (2,5 -6 недель) нужно приучать ребёнка сосредотачивать внимание на звучании погремушки, металлофона; искать и находить глазами музыкальный инструмент, на котором играют, периодически меняя его местоположение. На первом полугодии у ребёнка можно наблюдать гуление на музыку. Воспринимая пение взрослого, малыш прислушивается, испытывая при этом удовольствие. Ребёнок начинает непроизвольно подражать услышанным звукам, что в дальнейшем послужит основой для развития певческих интонаций и собственного пения.
Таким образом, уже на 1 году возникают предпосылки для формирования у ребёнка деятельности пения: малыш сосредотачивает внимания на пении взрослого, а в отдельных случаях подстраивается к интонации его голоса. Малыш часто, воспринимая музыку, отвечает движениями. Это или общий «комплекс оживления» или отдельные движения рук и ног. В первые месяцы это происходит произвольно. Однако уже здесь надо дать ребёнку возможность ощутить элементарную ритмичность, согласованность движений с музыкой. Поэтому с 4-5 месяцев взрослый побуждает ребёнка к движениям, ритмично сгибая и разгибая ручки малыша под весёлую музыку. Когда ребёнок начинает сидеть, взрослый берёт малыша на руки и танцует, распевая весёлую мелодию. Осваиваются движения: хлопки в ладоши, действия с погремушкой, помахивание рукой. К концу года, когда ребёнок начинает стоять, он может делать движения самостоятельно. Появляется возможность использовать игровые ситуации, малыш выполняет простейшие игровые действия в связи с содержанием песни. Ребёнок начинает полу приседать, непроизвольно пружинить на ножках, непроизвольно закреплять это движение, связывая его с весёлой музыкой или песней. К концу 1 года дети могут отвечать движениями на музыку танцевального характера, в опыте ребёнка их должно быть 2-3 (полуприседание, помахивание руками, хлопки в ладоши). Таким образом, взрослый помогает малышу приобщиться к музыке.
2. Вопросы для анкетирования.
Какое внимание уделяется в семье музыкальному развитию ребёнка?
Используете ли вы при занятиях с ребёнком детские музыкальные инструменты? Каким образом?
Какова реакция вашего ребёнка на музыку?
3. Советы родителям.
Музыкальные занятия с ребёнком нужно начинать с 1-х месяцев. Это способствует как развитию музыкальных предпосылок, так и общему развитию ребёнка.
Во время занятий музыкой можно использовать любые звучащие детские инструменты, а также погремушки.
Как можно чаще пойте детям песенки, т.к. дети лучше всего воспринимают песенки и мелодии с голоса взрослого. Большую роль при этом пении играет движение губ и интонация.
Воспитывайте у детей интерес к пению и музыке, а также желание спеть или сыграть самому.
|