Май «Белые ночи»
беседа для детей подготовительной группы
Цель:
обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Май» из цикла «Времена года»
Задачи:
- совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер;
- учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес;
- продолжать формировать умение вести беседу о музыке;
М.Р.: Музыка «Мая» грустно задумчивая. Композитор назвал её «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато-синий свет.
В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка.
У поэта А. С. Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.
«Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц».
Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П. И. Чайковского. Музыка «Мая» не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.
|